RSS
Питер Харрис, герой романа Майкла Каннингема «Начинается ночь» - галерист и куратор выставок современного искусства. Художники приносят ему претенциозные второсортные работы, скрытые концептуальной оболочкой из белой бумаги и восковых печатей. Шары из гудрона и проволоки. Видео ежедневно наводняющих улицы прохожих. Любой на месте Питера давным-давно превратился бы в бывалого циника, не способного откликнуться душой на звучание красоты в этом мире. Но именно это – отсутствие красоты при ее ежедневной, сиюминутной нехватке, острой, как недостаток воздуха – приводит Питера к ситуации, когда он оказывается, влюблен в младшего брата своей жены.
Питер Харрис женат. Давно и славно. Единственной червоточинкой в яблоке наслаждения семейной жизнью можно назвать традиционную американскую проблему – разлад с дочерью. Это вечное чувство вины старшего поколения перед младшим. В глазах «не американцев» утрированное и абсолютно неоправданное. «А помнишь, я играла в школьном спектакле, а ты разговаривал по телефону?». «Тебе никогда не нравилось, как я одевалась». Это что, настоящая детская травма?..
Американская молодежь очень рано взрослеет телом, душой оставаясь предельно инфантильной до тех лет, когда наши соотечественники успевают закончить аспирантуру и обзавестись парочкой малышей. Поэтому двадцатипятилетний Миззи, брат жены Питера, зачастую игриво именуется «мальчиком».
Как бы то ни было, вся эта влюбленность есть не что иное, как крик отчаявшейся питеровой души. Голос сознания, растерявшего красоту. Каннингем недвусмысленно намекает: Питер любит свою жену, помнит ее той, какую он взял на излете двадцатилетия. Такую, как выглядит теперь Миззи. Он любит не Миззи – он любит свою жену молодой. Но разве можно любить кого-то в одном состоянии? В молодости, в состоянии красоты, в идеальной жизненной позиции?..
Питеру Харрису – сорок четыре. Так что, самое время подумать: «Седина в бороду, бес в ребро». «Тонкость», изысканность профессии сообщает его истории «голубоватый» оттенок. Но не все тут так просто.
Это не история об ошалевшем в отсутствии молодости и красоты «сто лет» женатом мужчине. Это история кризиса всей цивилизации на примере отдельно взятого героя. Античные восторги зрелого мужчины по поводу очарования юности, наслаждение красотой вне контекста половой принадлежности – приветы далеких древнегреческих и древнеримских кудряшей. Именно этим – гротескно окрашенным наслаждением, опасным балансированием на грани возраста, пола и социальных различий, - начинался распад золотого античного века. Ужас от осознания, свершающегося и одновременно нестерпимое желание, что бы все-все исполнилось, дополняет картину роскошного, фантастического упадка. Питер Харрис – успешен, обеспечен, привлекателен, у него есть дом и семья. Пресыщенный, истощенный, изможденный мужчина средних лет, который с точки зрения любого, каждого второго жителя земли, обязан быть счастливым. И эта пресыщенность на фоне очевидного благополучия обращает нас к бездне главных проблем современности: одиночеству, эгоизму, унынию, неумению ценить то, что есть.
В сложившейся ситуации у Питера Харриса не оказалось спасительного выхода. У нашей цивилизации его, кажется, тоже нет.
В оформлении использован фрагмент работы Andrea Galvani "Death of an image"
Автор рецензии: Юлия Шералиева
Вы пишите рецензии на книги, или статьи на темы искусства и культуры? Присылайте, и мы опубликуем у себя на сайте!
19 января 2012
Питер Харрис, герой романа Майкла Каннингема «Начинается ночь» - галерист и куратор выставок современного искусства.Врачи и люди искусства кажутся несколько более искушенными, циничными, жесткими. Не потому ли, что просто видят в разы больше людей, чем большинство остальных? Каждый день кто-то пытается что-либо строить из себя, обнажиться – врачу показать нутро и состояние своей физиологии, галеристу, человеку искусства – свои умения, навыки, и, если есть, талант. Со временем острота восприятия притупляется, становится почти все равно – на чужую боль, на чужие умения. Подумаешь. Не таких видали! Мало ли.
Питер Харрис, герой романа Майкла Каннингема «Начинается ночь» - галерист и куратор выставок современного искусства. Художники приносят ему претенциозные второсортные работы, скрытые концептуальной оболочкой из белой бумаги и восковых печатей. Шары из гудрона и проволоки. Видео ежедневно наводняющих улицы прохожих. Любой на месте Питера давным-давно превратился бы в бывалого циника, не способного откликнуться душой на звучание красоты в этом мире. Но именно это – отсутствие красоты при ее ежедневной, сиюминутной нехватке, острой, как недостаток воздуха – приводит Питера к ситуации, когда он оказывается, влюблен в младшего брата своей жены.
Питер Харрис женат. Давно и славно. Единственной червоточинкой в яблоке наслаждения семейной жизнью можно назвать традиционную американскую проблему – разлад с дочерью. Это вечное чувство вины старшего поколения перед младшим. В глазах «не американцев» утрированное и абсолютно неоправданное. «А помнишь, я играла в школьном спектакле, а ты разговаривал по телефону?». «Тебе никогда не нравилось, как я одевалась». Это что, настоящая детская травма?..
Американская молодежь очень рано взрослеет телом, душой оставаясь предельно инфантильной до тех лет, когда наши соотечественники успевают закончить аспирантуру и обзавестись парочкой малышей. Поэтому двадцатипятилетний Миззи, брат жены Питера, зачастую игриво именуется «мальчиком».
Как бы то ни было, вся эта влюбленность есть не что иное, как крик отчаявшейся питеровой души. Голос сознания, растерявшего красоту. Каннингем недвусмысленно намекает: Питер любит свою жену, помнит ее той, какую он взял на излете двадцатилетия. Такую, как выглядит теперь Миззи. Он любит не Миззи – он любит свою жену молодой. Но разве можно любить кого-то в одном состоянии? В молодости, в состоянии красоты, в идеальной жизненной позиции?..
Питеру Харрису – сорок четыре. Так что, самое время подумать: «Седина в бороду, бес в ребро». «Тонкость», изысканность профессии сообщает его истории «голубоватый» оттенок. Но не все тут так просто.
Это не история об ошалевшем в отсутствии молодости и красоты «сто лет» женатом мужчине. Это история кризиса всей цивилизации на примере отдельно взятого героя. Античные восторги зрелого мужчины по поводу очарования юности, наслаждение красотой вне контекста половой принадлежности – приветы далеких древнегреческих и древнеримских кудряшей. Именно этим – гротескно окрашенным наслаждением, опасным балансированием на грани возраста, пола и социальных различий, - начинался распад золотого античного века. Ужас от осознания, свершающегося и одновременно нестерпимое желание, что бы все-все исполнилось, дополняет картину роскошного, фантастического упадка. Питер Харрис – успешен, обеспечен, привлекателен, у него есть дом и семья. Пресыщенный, истощенный, изможденный мужчина средних лет, который с точки зрения любого, каждого второго жителя земли, обязан быть счастливым. И эта пресыщенность на фоне очевидного благополучия обращает нас к бездне главных проблем современности: одиночеству, эгоизму, унынию, неумению ценить то, что есть.
В сложившейся ситуации у Питера Харриса не оказалось спасительного выхода. У нашей цивилизации его, кажется, тоже нет.
В оформлении использован фрагмент работы Andrea Galvani "Death of an image"
Автор рецензии: Юлия Шералиева