RSS
Вы пишите рецензии на книги, или статьи на темы искусства и культуры? Присылайте, и мы опубликуем у себя на сайте!
17 апреля 2012
Книга профессора колорадского университета Марка Липовецкого и профессора бристольского университета Биргит Боймерс сначала, в 2009-ом году, вышла в британском издательстве «Intellect-press» и только спустя три года добралась до России, но зато в расширенном и дополненном виде.
Эта двойственная направленность отразилась и в структуре книги: литературоведческий анализ пьес в начале глав иллюстрируется почти критическим разбором различных театральных постановок в конце. В результате, книгу можно использовать, в частности, как вдумчивый и не очень устаревший театральный путеводитель.
При этом у каждого отдельного автора «перформансы насилия» выражены и устроены по-своему. У одних насилие становится естественным общепонятным языком власти и подчинения (Коляда, Сигарев, Клавдиев). У других насилие – это признак тоски по советским дискурсам насилия, за которыми стояли утраченные теперь «вечные ценности» (театр Гришковца).
Говоря во введении о недостаточной изученности «Новой Драмы», авторы ссылаются на то, что некоторые исследователи, пишущие о ней, во многом опираются на манифесты самих драматургов и режиссеров. Но не то же ли самое происходит, когда понятие «Новая Драма», самоназвание участников движения, остается неотрефлексированным и понимается скорее интуитивно, чем в точном научном значении. Не до конца прояснены его хронологические, территориальные, и, что самое важное, жанровые границы. Отсюда и возникают: довольно спорный тезис о том, «что в конце первого десятилетия XXI-го века «Новая Драма» переживает спад», неопределенность критериев, по которым те или иные драматурги и режиссеры могут быть отнесены к «новой драме» и даже неоднозначный вопрос генезиса «Новой Драмы».
Остается надеяться, что точки над i расставят последующие исследования современной драматургии, для которых «Перформансы насилия» станут хорошим и надежным фундаментом.
В оформлении использована фотография из спектакля "Пластилин" в постановке Кирилла Серебрянникова.
Автор рецензии: Иосиф Рыбаков
К сожалению, серьезные литературоведческие или культурологические исследования, посвященные русскоязычным художественным явлениям современности – довольно редкий гость на российском книжном рынке. Все еще хуже, если речь идет о так называемой «Новой Драме». Во-первых, театр и подпитывающая его драматургия развиваются крайне быстро, тенденции сменяют друг друга чуть ли не каждый месяц, и в таких условиях особенно сложно появится обобщающему исследованию. Во-вторых, как на фоне современной литературы, так и на фоне современного театра, «Новая Драма» – явление в лучшем случае полумаргинальное, к тому же хронически полумаргинальное: если «Новой Драме» удается добраться до широкого зрителя, она зачастую подвергается бурному осуждению и остракизму. В этом плане, прорыв «Перформансов насилия» заключается уже в том, что, рассуждая о художественных особенностях «Новой Драмы», исследователи не отстаивают ее право на существование, несмотря на то, что книга адресована не только коллегам по цеху, но и участникам, читателям и, главное, зрителям «Новой Драмы» (в том числе потенциальным).
Главным художественным принципом текстов новой драмы они видят «перформативность»: пьеса превращается в «сценарий ритуала»
Эта двойственная направленность отразилась и в структуре книги: литературоведческий анализ пьес в начале глав иллюстрируется почти критическим разбором различных театральных постановок в конце. В результате, книгу можно использовать, в частности, как вдумчивый и не очень устаревший театральный путеводитель.
Если говорить непосредственно о научном содержании труда, то, упрощая и обобщая, основные посылы книги можно было бы выразить следующим образом: на данный момент для чтения пьес «Новой Драмы» еще не выработана оптика, которая бы учитывала художественные принципы этих пьес. А тем временем, такая оптика могла бы способствовать наиболее адекватной театральной интерпретации текстов (что сейчас – скорее исключение, чем правило). Поиском такой оптики и занимаются Липовецкий и Боймерс. Главным художественным принципом текстов новой драмы они видят «перформативность»: пьеса превращается в «сценарий ритуала», а ритуальная трансгрессия неразрывно связана с языками насилия.
При этом у каждого отдельного автора «перформансы насилия» выражены и устроены по-своему. У одних насилие становится естественным общепонятным языком власти и подчинения (Коляда, Сигарев, Клавдиев). У других насилие – это признак тоски по советским дискурсам насилия, за которыми стояли утраченные теперь «вечные ценности» (театр Гришковца).
Фотография из спектакля Гришковца
Говоря во введении о недостаточной изученности «Новой Драмы», авторы ссылаются на то, что некоторые исследователи, пишущие о ней, во многом опираются на манифесты самих драматургов и режиссеров. Но не то же ли самое происходит, когда понятие «Новая Драма», самоназвание участников движения, остается неотрефлексированным и понимается скорее интуитивно, чем в точном научном значении. Не до конца прояснены его хронологические, территориальные, и, что самое важное, жанровые границы. Отсюда и возникают: довольно спорный тезис о том, «что в конце первого десятилетия XXI-го века «Новая Драма» переживает спад», неопределенность критериев, по которым те или иные драматурги и режиссеры могут быть отнесены к «новой драме» и даже неоднозначный вопрос генезиса «Новой Драмы».
Остается надеяться, что точки над i расставят последующие исследования современной драматургии, для которых «Перформансы насилия» станут хорошим и надежным фундаментом.
В оформлении использована фотография из спектакля "Пластилин" в постановке Кирилла Серебрянникова.
Автор рецензии: Иосиф Рыбаков