«Сами же предприниматели практически не спят, носят строгую удобную одежду и презирают роскошь»В Соединенных Штатах Америки в период расцвета тяжелой промышленности несколько упертых предпринимателей сталкиваются с нарастающими социалистическими настроениями в среде чиновников. Один за другим принимаются законы, разваливающие частный бизнес и, как следствие, экономику страны. Учащаются случаи исчезновения крупных бизнесменов, которые молча покидают свои посты и пропадают неизвестно куда. Самый разнообразный народ, пребывая в смиренном ужасе, периодически задается риторическими вопросами "Почему небо голубое, а трава зеленая? И кто такой Джон Голт?".
На фоне этих неприятных событий двое бизнесменов: Дагни Таггерт (железная дорога) и Хэнк Риарден (сталелитейная промышленность) пытаются не обращать внимание на общий упадок и продолжают прокладывать железнодорожные пути из нового чудо-сплава. Вся их деятельность проходит под аккомпанемент нарастающего гула обвинений в эгоизме, страсти к наживе, бездушности и нежелании трудиться во благо общества. Параллельно развиваются любовная и детективная линии сюжета, приправленные нехилой долей фантастики.
В этой насквозь американской книге, как ни странно, очень много советского. Возьму на себя смелость предположить, что это напрямую связано с происхождением писателя Алисы Зиновьевны Розенбаум (сокращенно Айн Рэнд). Исключительно положительные главные герои Рэнд - атланты, супер-люди с ницшеанской волей к власти, бесперебойные генераторы идей, презирающие праздные удовольствия. Их единственная цель - работать и производить. Персонажи романа "Атлант расправил плечи" часто обнаруживают себя стоящими на высоком холме и глядящими в горизонт, в будущее, на небоскребы, железные дороги и нефтяные вышки. Все это сильно напоминает промышленные и сельскохозяйственные эпизоды из советского кино вроде "Весны на Заречной улице", где подгоняемая любовной лихорадкой героиня бежит на завод выяснять отношения, но, столкнувшись с величием колоссальных результатов человеческого труда, тут же забывает о своих низменных чувствах.
Но поскольку речь все-таки идет о Великой Стране Америке, и Рэнд хочет доказать, что социализм - это тупиковый путь развития, превращающий гениев в рабов посредственности, то здесь очень часто мелькает слово "деньги". Герои работают, чтобы приумножить свой доход, чтобы праотцы могли бесконечно переворачиваться в гробу от гордости за свое потомство, чтобы бизнес процветал у тех, кто готов взять на себя ответственность за все свои действия и выполнить работу качественно и в срок, а мелкие сошки разорялись. Заработанные деньги не оседают в карманах, не тратятся на дорогое шампанское или украшения, они вкладываются по кругу в производство, а иногда - на обеспечение нужд членов семьи, которые не в состоянии зарабатывать самостоятельно. Сами же предприниматели практически не спят, носят строгую удобную одежду и презирают роскошь.
Периодически в эту многостраничную оду промышленности врывается чужеродный стиль дешевых любовных романов и пытается мимикрировать под серьезный язык, что делает сцены жарких признаний совершенно невыносимыми и смехотворными. Герои разговаривают высоким стилем о бытовых, отчасти совсем низких вещах так же, как о великих достижениях науки и труда. Уже к середине книги Рэнд все стремительнее сползает с доменных печей в мятую постель, продолжая при этом безостановочно бубнить об ужасе, порождаемом человеческой тупостью, и о светлом капиталистическом будущем на обломках рухнувшего социализма.
Ближе к концу фантастика окончательно вытесняет реализм, герои попадают в Эльдорадо, где умные люди предлагают им переждать, пока посредственная масса, именуемая человечеством, пережив голод и лишения, одумается и признает своё поражение.
При этом книга очень увлекательная, оторваться от нее практически невозможно, если не воспринимать всерьез философскую подоплеку. Безусловно, мысли, высказанные Рэнд , во многом очень правильные. Тем не менее, ей не удается достигнуть стройности системы, которую она рисует. Ее героям не нужны никакие деньги. Деньги выступают в качестве оценочной системы достижений. Как когда-то верно заметил Довлатов, наблюдая за американцами: «Видимо, деньги стали эквивалентом иных, более значительных по классу ценностей. Ферментом и витамином американского прогресса. Сумма превратилась в цифру... Не к деньгам стремится умный бизнесмен. Он стремится к полному и гармоническому тождеству усилий и результата, самым убедительным показателем которого является цифра».
Автор рецензии: Женя Шабынина
Связанные товары
В данный момент нет активных товаров